Город мастеров

Кузнечное ремесло и железное производство

Тула славится как город мастеровых людей – оружейников, самоварщиков, гармонных и прочих мастеров. На территории Тульского края известно много промыслов, ремесел и производств, необходимых для жизнедеятельности человека.
В Тульском крае исстари занимались выплавкой руды, обработкой металлов, обработкой дерева, животных продуктов, растительного волокна, камня, глины, был развит портняжный промысел, гармонное производство.
Благодаря изобилию железной руды в Тульском крае, особенное развитие получило кузнечное ремесло и железное производство.
Кузнецы встречались по всей губернии. Заняты они были в основном ремонтом сельскохозяйственного инвентаря, ковкою лошадей, изготовлением домашней утвари, ножей, граблей, рогачей.
Колыбель оружейного искусства началась с эпохи московского преобразования и ограждения Тулы дубовой крепостью (острогом) 1509 года. Царь Федор Иоаннович и знаменитый правитель Борис Федорович Годунов в 1595 году положили первое основание в создание Кузнецкой казенной слободы, даровав тридцати самопальным (ружейным) мастерам землю за Упой, по Алексинской дороге на Хопре. До сего самопальники (ружейники) жили вместе с гражданами на посадах и внутри дубовой крепости (острога). 
С тех самых пор тульские оружейники стали вооружать русскую армию пушками, ружьями, саблями, пистолями и т.д.
15 февраля 1712 года был издан указ Петра I. Государь повелевал: «…для лучшего в том ружейном деле способу, при той оружейной слободе, изыскав удобное место, построить заводы, на которых бы можно ружья, фузеи, пистолеты сверлить и оттирать, а палаши и ножи точить водою». 



В 18 веке получает дальнейшее развитие и кузнечное ремесло. Мастера делали  мебель, церковную утварь, украшения. Многие изделия тульских мастеров представлены в музеях мира.
Украшали мастера и свой город: дымники, лестницы, ограды, флюгера, водостоки, кронштейны крылец...
Из кустарей ремесленников, обрабатывающих металл самое большое количество было занято в самоварном производстве
Самоварные фабрики были не только в городе Туле, но и в ближайших к городу окрестностях, в с. Хрущеве Тульского уезда, в Скороварове Алексинского уезда. Этот промысел был в Тульском, Алексинском, Крапивенском, Богородицком уездах.
Форма самоварного производства: семейная или одиночная. Работа производилась в основном в жилых избах.
Как и самоварное, скобяное производство было сконцентрировано в основном в Тульском уезде, а также в Веневском уезде, Алексинском, Крапивенском и Богородицком уездах.
Скобяной промысел возник давно К скобяным изделиям относятся: оконные, дверные и печные приборы, в значительно меньшем количестве – всякого рода скобы, накладки, зеркальные и умывальные приборы, мебельные катки, ножи и т.д.
Замочное производство в губернии давнего происхождения.Изготовлялись замки самой различной формы и величины, как внутренние, так и висячие.
Известны и другие ремесленники слесари и токари по металлу, гвоздари, шилочники, оружейники, резчики, зубильщики пил, подковочники, жестянщики, изготовители плугов, кос, лопат и циркулей.

Промыслы, связанные с обработкой дерева

Промыслы, связанные с обработкой дерева в Тульской губернии находились в прямой зависимости от наличия леса.
Самым лесистым уездом губернии в XIX веке являлся Тульский: 1/3 всех людей, обрабатывающих дерево находилась в этом уезде.
По производствам все деревообделочники распределялись таким образом: экипажное производство; столярно-токарное; бондарное производство; производство примитивных сельскохозяйственных орудий; производство изделий из лыка; производство изделий из прута; производство изделий из лубка; выжигание угля.
Здесь в первую группу входили: колесники, санники, тележники, дужники и оглобельщики; во вторую группу: мебельщики, производители оконных рам, молотилок и веялок, прялочники, гребенщики, ящичники и пр.; в третью – производители бочек, кадок, ушатов, ведер, черпаков, обручей (которыми стягивали бочки) и прочего бондарного товара; в четвертую – производители деревянных борон и сох; в пятую – производители лаптей и решёт; в шестую – производители корзин и плеток; в седьмую – изготовители коробов для упаковки самоваров.

Обработка животных продуктов

Сюда входит обработка: кожи, которая подразделяется на сапожный промысел, овчинный, скорняжный и шорный промысел; обработка шерсти; обработка щетины.
Кустари-ремесленники, обрабатывающие животные продукты находились в Тульском, Алексинском и Белевском уездахю
Сапожный промысел был повсеместно распространен.
Овчинный, скорняжный и шорный промыслы в губернии были очень мало развиты и носили характер бродячий. Все это ремесленники, работающие на заказчика-потребителя из его же материала. Самую заметную ячейку овчинников составляло село Сорочино, в Архангельской волости Крапивенского уезда, а шорников – деревня Самыленка Севрюковской волости Тульского уезда.
Валяльный промысел занимал первое место из промыслов по обработке шерсти. Центром промысла в губернии служили Подхоженская и Поветкинская волости Веневского уезда. Промысел бродячий, работа производилась  на заказчика-потребителя из его же материала. Продолжался промысел всего 2-3 осенних месяца. Нередко валяльщик в одно и тоже время совмещал работу овчинника или стекольщика.
Сукновальный, шерстобитный и шерсточесалочный промыслы были крайне мало развиты. Представителей этих промыслов было всего лишь единицы.

Обработка щетины

Щеточный и кистевязальный промыслы заключались в изготовлении платяных и головных щеток, малярных кистей. Центром промысла являлась Дмитриевская волость (Алексинского уезда), в которой было сконцентрировано половина всех щетинников губернии.

Портняжный промысел

Портняжный промысел, как и сапожный, носил очень распространенный и распыленный характер и вместе с тем бродячий. Промысел сосредотачивался в 4 северных волостях Алексинского уезда (Покровская, Кошкинская, Савленская и Яковлевская) и в Богородицком уезде в деревне Старая Вьевка.

Обработка глины

Обработчики глины, занимаются изготовлением гончарных изделий, изготовлением кирпичей.
«Серьезному» гончарному производству сопутствовало производство глиняных игрушек. В нашем регионе существовало 2 промысла – это филимоновская и тульская игрушки. Филимоновскую игрушку делали в селе Филимоново и селе Красенки Одоевского уезда, а тульскую в слободе Большие Гончары в городе Туле.
Филимоновская игрушка архаична по своей форме и орнаменту. Предположительно промысел возник в середине ХIХ века в селе  Филимоново. Среди игрушек популярны были такие сюжеты: домашние животные (корова, лошадь), уточки-свистульки, различные «барыни» и миниатюрная посуда. Лепили игрушки женщины и дети (с 7-8 лет) в свободное от других работ время. Глина, которая шла на изготовление игрушек была иной, нежели та, что шла на изготовление горшков. Называли её «синика», так как она была темно-синего, иссиня-черного цвета, очень пластичная, что позволяло вытягивать игрушку из одного куска. 



В 1509 году был «поставлен на Туле город деревян». В 1514 году Василий III направился в поход против Литвы под Смоленск начали «ставить на Туле град камен». Рубленные стены деревянной крепости постепенно заменялись белокаменными. Кладка северной и западной стен кремля почти сплошь сделана из белого камня. Белокаменное строительство требовало много труда, а главное, времени. Это побудило к тому, что в дальнейшем для кладки стен и башен (как ранее в Московском Кремле) применили большемерный кирпич. Его, пользуясь ближними залежами глины, выделывали мастера-кирпичники.
Кирпичное производство для личных потребностей с продажей только небольшого избытка – было распространено по всей губернии, но как производство для рынка – оно очень незначительно. Отметим здесь лишь село Верхоупье Богородицкого уезда, где имелся 31 кирпичник, работающий на вольный рынок.

Гармонное производство

Гармонное производство в губернии возникло давно, приблизительно в 1850-1860 годах, в деревне Малиновке Варфоломеевской волости Крапивенского уезда. Первыми гармонщиками здесь были пильщики, оставившие свой промысел и перешедшие к изготовлению гармонных ящиков.Центром гармонного производства являлся город Тула, где было сосредоточено две трети всех гармонщиков губернии.
В Чулковской слободе города Тулы производство гармоней началось в 1830-е годы среди оружейников.  Особую известность получил Л.А.Чулков, который не только изготавливал, но и улучшал конструкцию музыкального инструмента.
В 1870 году Н.Н. Белобородов с тульскими мастерами создал первую хроматическую гармонь и первый оркестр гармонистов. Поначалу это было семейное трио, затем в его состав вошли рабочие патронного и оружейного заводов.
В 1922 году гармонный мастер А.П. Пастухов создал первую артель по производству гармоней, а в 1930 году на Привокзальной плотине строится гармонная фабрика. С этого момента началось становление новой формы предприятий по изготовлению гармоник.



Обработка растительного волокна

Плетение кружев. Центрами промысла являлись города Белёв и Одоев. Кружевоплетением занимались крестьяне, мещане и обедневшее купечество. Плели кружево с 8 лет и до старости. Для плетения использовали коробку из лубка, подушку, набитую сеном, несколько десяток булавок и коклюшки, нитки № 60. Плетением занимались круглый год, исключая период сельскохозяйственных работ.
Особенность белёвского кружева заключалась в схожести с немецкими образцами.
Одоевских мастериц кружевоплетению научили белёвские плетеи. В Одоеве промысел процветал более 20 лет, занято в нем было около 500 человек. Из Одоева кружевоплетение было занесено в деревню Кокурино, где плели всего 15 мастериц.




Кондитерский промысел

Пастила. В русской национальной кухне широко использовались фрукты, особенно яблоки, вишня, слива, смородина, клубника и т.д. Тульская губерния издавна славилась фруктово-ягодными садами. Из белёвских антоновских яблок изготавливалась знаменитая, ни кем не превзойденная белевская пастила.



Пряники. Знатоки утверждают, что пряничное ремесло возникло в Туле гораздо раньше оружейного, самоварного или гармонного. Письменное подтверждение тому, что пряники в Туле пекли ещё в 1685 году, дает книга «Старинные производства Тульского края», в которой сказано: «Ещё в ХVII – ХVIII вв. в Туле пекли и продавали мятные, медовые и «печатные» пряники, украшенные затейливыми узорами». В большом количестве в Туле издревле выпекали «жамки» (мелкие пряники без декоративного рисунка). Тульские пряники разнообразны и по начинке (вишнёвые, абрикосовые, малиновые, яблочные и др.), печатные, лепные, заварные, даже разные по величине /свадебный пряник невеста везла на телеге.
Рецепты пряников, хранимые в секрете, передавались по наследству сыновьям. Несмотря на то, что у каждого мастера-кондитера были свои хитрости, все они пользовались для приготовления пряников местными мукой, медом и молоком. Помимо тульских пряников появились епифанские, алексинские.
Тульские печатные пряники привлекали к себе внимание не только разнообразной оригинальной фигурной формой, но и вытесненными на них орнаментальными мотивами. Национальный колорит тульских пряничных досок формировался в далеком прошлом. При их изготовлении изначально использовался опыт мастеров по обработке металла и резьбе по дереву. Рисунок в готовых изделиях и тестовой заготовке в точности повторяет резьбу формовочной доски.





Комментариев нет:

Отправить комментарий