Достопримечательности Тулы

Кремль


Кремль всегда был основой русских городов. Именно около него складывался посад (в Древней и средневековой Руси: торгово-промышленная часть города, обычно вне городской стены. – Прим. авт.). Посад окружался своими собственными укреплениями, которые составляли вторую линию обороны города. 
…В 1480 году было свергнуто татарское иго. Но набеги крымских татар на Русь не прекратились. Татары грабили имущество и угоняли в плен людей. В ту пору на турецких рынках особенно ценились пленники из Руси как искусные и выносливые люди. Главной дорогой крымских татар на Москву был в те времена так называемый «Муравский шлях». Он шел от Перекопа до Тулы. На нашей земле он пролегал между речками Зуша и Красивая Меча и выходил к Упе. Именно поэтому Тула, расположенная на южной окраине Московского государства, вскоре приобрела большое значение как важный центр обороны его степных границ. 
Пробить тульскую оборону врагам было непросто, практически невозможно. Ведь система ее состояла из искусственных рвов, валов и естественных преград – ручьев, рек, болот, озер, оврагов. Одним из мощных сооружений с укрепленными земляными бастионами и деревянными башнями был вал Завитай. На северо-востоке он тянулся от Щегловской засеки до реки Упы (у восточного крыла посада). Затем, огибая посад, шел строго на юг, до Крапивенской засеки. И вот в самом центре этой системы находились наш кремль и посад. До наших дней от оборонительных сооружений посада и других укреплений не сохранилось почти ничего. В 1730 году были разобраны дубовые стены посада, а к 1740 г. срыт вал земляного города.
Строительство велось в несколько этапов. Изначально, в 1507 году, было начато строительство каменного ансамбля. Но, как назло, в то же время активизировались крымские татары. Тянуть со строительством кремля дальше было невозможно, поэтому строительный материал поменялся на дерево. В 1509 году в Воскресенской летописи читаем, что в этом же году был «поставлен на Туле град деревян». 


Кремль исправно служил свою службу. Но все понимали, что деревянная крепость недостаточно надежна. Тем более что обстановка в мире была очень тревожной: шла война с Литвой, ее союзник хан Менгли-Гирей собирался напасть на Московское княжество. 
В 1514-1520 годах «поставиша на Туле град камен» – тот кремль, который сохранился до наших дней. Так Тула наряду с кремлем Зарайска (1527-1531), Коломны (1529-1531) и Серпухова (1556) надежно прикрыла Русское государство от врагов.
Тульский кремль, в отличие от большинства своих собратьев, расположен в низине, на болоте. Это место наши предки сочли самым удобным для расположения крепости. Со всех сторон кремль был окружен естественными преградами: с севера и северо-востока – полноводными в те времена Упой и Тулицей, с юго-востока – речкой Хомутовкой, с юго-запада – Ржавским болотом. К тому же кремль с трех сторон был окружен рвом, наполненным водой, через него к воротам были переброшены подъемные мосты. В случае опасности их убирали. 


В плане кремль имеет форму почти правильного прямоугольника со сторонами примерно 200 и 300 метров. Периметр стен – около 1 км, площадь – около 6 гектаров. При том, что кремль расположен не на возвышенности, а в низине, на практически горизонтальном рельефе, такая форма обеспечила наилучшие оборонительные функции. До Тульского кремля геометрически правильные планы имели и некоторые другие кремли, но только в тульском геометрическая точность и симметрия нашли идеальное воплощение. 
Что касается архитектуры и военно-инженерного отношения, то ни одна из девяти башен не получила главенствующего значения. Все они имеют высокие деревянные шатровые кровли. Высота стен также везде одинаковая: по документам конца XVII века она составляет 10,7 м. Конечно, сейчас высота стен намного ниже – наросший культурный слой составляет 1,5-2 метра. А вот толщина стен разная. У западной и южной стен – 2,8 м, у восточной и северной – 3,2 м. 
Внешний вид кремля напоминает кладку древнеримских зданий. Роднит с римскими зданиями Тульский кремль и форма перекрытий башен, бойниц, и навесные бойницы (машикули), и завершение стен зубцами в виде ласточкиного хвоста. И хотя мы не знаем имен мастеров, возводивших этот ансамбль, можно смело утверждать, что они сочетали вековые традиции русской архитектуры с последними достижениями западно-европейского фортификационного искусства. В строительстве Тульского кремля безусловно принимали участие итальянские мастера – те, которые в конце XV века завершили строительство Московского Кремля.


Толщина стен Тульского кремля состояла как бы из трех частей: двух стенок с пространством между ними. Пространство заполнялось крупной щебеночной белокаменной забутовкой (слой, заполняющий промежуток между внутренним и внешним облицованными слоями стены или пазухами свода. – Прим. авт.) на известковом растворе. Все это вместе составляло суперпрочный монолит. 
Строительство стен и башен велось на цоколе (нижняя часть строений, лежащая непосредственно на почве), выложенном из блоков белого камня – местного строительного материала, который крестьяне доставляли «вместо иного оброка». 
Фундаментом при строительстве служили крепкие дубовые сваи, глубоко вбитые в грунт. Выше цоколя стены и башни выкладывали из хорошо обожженного большемерного кирпича, который изготовлялся на месте. Камень добывался под Веневом, и крестьяне на своих лошадях доставляли его в город. 
Строили кремль мастера и каменщики под руководством не известных нам русских зодчих. За 13 лет строительства бригады и мастера менялись. Вот почему у башен и стен кремля разная кладка, неодинаково выложены зубцы и бойницы.       

Благовещенская церковь

         Согласно надписи на каменной плите, вделанной в стену паперти, мы узнаем, что церковь была построена в 1692 году.
       Почти кубический объем Благовещенской церкви, украшенный по углам пучками из трех тонких колонок – так называемых «дудочек» - опоясан широкой лентой карниза, со сложным кирпичным «узорочьем», виртуозно сложенным из кирпичей, то поставленных на ребро, то положенных плашмя под углом к плоскости фасада. Над пучками колонок нарядный карниз раскрепован. Надкарнизная часть стен украшена рядом пластинчатых, словно от руки вылепленных, полукруглых кокошников, размещенных, что характерно для этого типа церквей, без увязки с осями нижележащих окон. Церковь покрыта на четыре ската.


       Наиболее интересной частью храма является его пятиглавие, барабаны которого покоятся на квадратных основаниях, украшенных с каждой стороны кокошниками. Барабаны глав не имеют оконных проемов – все пятиглавие является чисто декоративным элементом, лишенным практического назначения.
        В Благовещенской церкви сохранился исторически ценный образец чугунного фигурного напольного литья эпохи позднего средневековья.
        К северо-западному углу трапезной примыкает высокая, увенчанная шатром колокольня. На высоком четверике, украшенном кокошниками, зиждется нетрадиционный в XVI - XVII веках восьмерик, а высокий четверик со слегка скошенными углами. Необычна и форма окон на гранях: узких и высоких в среднем ярусе и треугольных - в верхнем. Колокольня завершена шатриком, высота которого едва достигает одной шестой общей высоты звонницы, что говорит о затухании к концу XVII века любимых на Руси шатровых покрытий.

Успенский собор

  В центре кремля возвышается величественный Успенский собор – ценнейший памятник русского зодчества второй половины XVIII века.
Над мощным и почти кубическим объемом возвышаются пять широко и свободно поставленных восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами.
    Чтобы хорошо и равномерно осветить высокое внутреннее пространство собора, строителям пришлось прорезать в его стенах два ряда окон. Оконные наличники проходят одной сплошной линией от цоколя здания до перемычки окон верхнего яруса. В пределах окон нижнего света они выполнены из белого камня и имеют форму тонких каннелированных колонок, окна второго света обрамлены кирпичными наличниками с несколькими «перехватами».
  Парные лопатки по углам собора и одинаковые в оконных простенках вносят дополнительный вертикальный акцент в общую композицию фасадов. На уровне верхней части окон второго яруса лопатки прерываются восьмигранными нишами, в которых были размещены иконы.
    Три входа в собор украшены богато декорированными порталами. Дверные проемы имеют полукруглое завершение и обрамлены уходящими внутрь уступами из профилированного кирпича. Над входами помещеныкиот и декоративная раковина. Западный портал отличается от двух боковых лишь более пышным убранством пространства над дверным проемом.


    Оформление стен алтарного выступа одинаково с убранством нижней части собора. Его фасад также расчленен пилястрами – двойными по углам и одинарными в оконных простенках. Окна алтаря имеют те же размеры и декоративное оформление, что и окна первого яруса собора.
    При строительстве собора все пять его глав были позолочены. Стены с богатым узором, белые вкрапления каменного и лепного декора, луженая белая кровля и, в особенности, золоченые купола придавали зданию нарядный и торжественный вид.
   Внутри собор расписан ярославскими мастерами, работавшими в лучших традициях ярославской школы периода ее расцвета.
  Большую художественную ценность представляет деревянный резной золоченый шестиярусный иконостас, сделанный тульскими мастерами. Иконостас является превосходным образцом местного прикладного искусства второй половины XVIII века. Выполненный в переходный период от барокко к классицизму, он несет в себе характерные черты обоих стилей и сам по себе представляет значительное произведение искусства.


Парадные въездные ворота усадьбы Ливенцевых (Ломовские ворота)

      В Ломовском, а ныне Денисовском, переулке располагаются парадные въездные ворота, за которыми располагалась когда-то усадьба Ливенцевых. Это ценнейший памятник русского зодчества XVIII века.
      Ворота выполнены в пышных формах «растреллиевского» барокко. Богато декорированные пилястры делят композицию на три изогнутых поля: в центре находится главная въездная арка, а по бокам – две небольшие калитки. В декоративном убранстве использованы все атрибуты зрелого барокко: разорванные фронтоны, декоративные вазы, извивающаяся сплеть рокайлей, решетки с розами и многое другое.


Церковь Николы Зарецкого (Николы Богатого)

      Построена сыном Никиты Демидова  Акинфием в 1730-1734 годах. Это храм-усыпальница Демидовых. Здесь похоронен Никита Демидов. Расположена она в Заречье, в Оружейном переулке.
      По архитектурной композиции, имеющей скорее дворцовый, чем культовый характер, и по плоскостному и несколько суховатому декоративному убранству церковь относится к  петербургскому  барокко 30-х годов XVIII века. От когда-то богатого лепного декора – рустовки первого этажа, пилястр, филенок, гирлянд и т. д. – сохранились лишь незначительные фрагменты. Расцветка здания в фисташковый и белый цвета придавала церкви почти столичную нарядность.


   С общим «петербургским» обликом церкви резко контрастирует отдельно стоящая колокольня, когда-то имевшая часы с курантами. Она сохранила исконную русскую схему высокого столпообразного восьмерика на четверике основания, типичную для ярославских и суздальских звонниц XVII – начала XVIII столетий. Отклонением от традиционной схемы является лишь ступенчатое завершение колокольни на трех постоянно уменьшающихся восьмериках, заменивших шатровое покрытие. Декоративное убранство, при всей сдержанности и скромности, свидетельствует о художественном чутье зодчего: тонкие полуколонки и спаренные лопатки по углам восьмерика зрительно обостряют и акцентируют грани; красивые по своему рисунку волюты логично оформляют переход от восьмигранного столпа к квадратному основанию.

Преображенская церковь Успенского женского монастыря

      На улице Менделеевской бросается в глаза эффектная колоннада Преображенской церкви Успенского женского монастыря. Храм был закончен в 1842 г. по проекту архитектора В.Ф.Федосеева. Церковь является одним из редких в Туле памятников в стиле русского классицизма первой половины XIX века.
      Мощные колоннады из восьми дорических колонн украшают северный и южный фасады прямоугольного в плане здания. Довольно высокий гладкий цоколь прорезан крупными полукруглыми окнами в обрамлении из клиновидных камней. Высокие окна в интервалах между колоннами освещают пространство верхнего храма; под ним, в низком цокольном этаже, размещалась нижняя церковь.


      Первоначально Преображенский храм завершался пятиглавием, от которого до наших дней сохранился лишь центральный барабан с полусферическим куполом.
      Архитектура здания – это сочетание приемов неоклассицизма и модерна.
От неоклассицизма – решение главного фасада с эффектной ионической колоннадой, высоким портиком, эдикулом (окном с наличником в форме двухколонного портика). Первый этаж украшен рустовкой с львиными масками в замках оконных перемычек.
От модерна – размещение главного входа в левом углу здания, расположение декоративных акцентов даже на внешней стороне сцены и т. п.
     Работа по строительству шла очень быстро и квалифицированно. В конце строительства было неожиданно принято решение возвести сценическую коробку, что превратило клубное здание в театральное.

      В целом здание Нового театра так и осталось не только наиболее представительным, но и единственным художественно-значимым примером неоклассицизма в Туле. 







Комментариев нет:

Отправить комментарий